Развитие человека идёт последовательно: относительно стабильные этапы сменяются другими через кризисные этапы. В детском возрасте можно выделить следующие большие кризисы: кризис рождения, кризис одного года, кризис 3-х лет, кризис 7 лет, кризис полового созревания.
Приблизительно с 9 до 18 месяцев дети находятся в периоде "кризиса одного года". В это время дети могут вести себя капризно, требовать самостоятельности, отказываться есть, отталкивать родителей и т.д. И дело тут не в неправильном воспитании, а в кризисном периоде. Так что столкнувшись с такими проявлениями, родителям не стоит сразу винить себя, многие "капризы" вполне закономерны.
Кризис 1 года состоит из трёх моментов:
1. Становление ходьбы
2. Развитие автономной речи
3. Первые акты протеста ребёнка. Оппозиция. Противостояние другим
1. Становление ходьбы
Приблизительно в возрасте 8-13 месяцев дети начинают самостоятельно ходить. Теперь для ребёнка ходьба является основным способом передвижения. Сам процесс ходьбы сильно влияет на развитие ребёнка. Теперь ему доступны новые высоты.
Иногда, уже начав ходить, ребенок опять начинает ползать, как будто забыв, что уже умеет ходить. Это означает, что полного созревания ходьбы ещё не произошло, а в данный момент активное развитие заняло что-то еще, например логическое мышление. Подождите, скоро ребёнок снова начнёт ходить.
2. Развитие автономной речи
В этот период развивается автономная речь (термин предложил В. Элиасберг) - это ряд форм, замещающих речь, которые являются подготовительной ступенью для развития речи. Переход от безъязычного к языковому периоду совершается посредством автономной детской речи.
Автономная речь отличается от речи родного языка по двум направлениям:
Звуковой состав слов, употребляемых ребёнком, отличается от звукового состава слов "взрослого языка".
Слова детской речи отличаются от слов нашей речи по значению
Т.е. мы имеем дело с собственной, выдуманной ребёнком, речью. Слова эти совсем не похожи на те, что мы произносим. Одно и то же слово может означать широкий круг явлений.
При нормальном развитии этап автономной речи начинается в конце первого года и заканчивается в третьей четверти второго года. Конечно, каждый ребёнок уникален и развивается "в своём темпе", поэтому этот период может начаться немного раньше или закончиться немного позже. Этап автономной речи - это необходимый период в развитии всякого нормального ребёнка.
Отдельно стоит отметить, что наряду со своими словами у ребёнка существует понимание и наших слов. Т.е. ребёнок, до того, как начинает говорить, понимает ряд слов "взрослой речи" (например, "держи", "хлеб", "нос" и т.д.).
Начало и конец автономной речи знаменуют начало и конец кризиса первого года жизни.
Слова автономной речи имеют указательную функцию и функцию наименования, но не имеют функции значащей. Т.е. слова автономной речи используются для выделения чего-либо в ситуации, но не испоьльзуются для представления отсутствующих в данный момент предметов и значений. Таким образом, в этот период ребёнок может разговаривать только о том, что он видит в данный момент. Пока ещё он не может разговаривать о предметах не находящихся перед глазами.
Важным отличительным признаком автономной речи является отсутствие отношений общности. Отношения общности - это отношения значений слов, где одно является высшим понятием, а второе низшим. Например, мебель и стол, или одежда и футболка.
Значение слов в автономной речи не постоянны. Одно и то же слово в одной ситуации может означать одно, а в другой ситуации - другое. Т.е. значение слов сильно зависит от конкретной ситуации.
Речь и мышление у людей сильно связаны. Поэтому этап автономной речи сказывается на особенностях мышления:
На стадии автономной речи ещё не существует возможности словесного мышления, оторванного от наглядной ситуации
Слова могут соединяться между собой только так, как соединены предметы перед глазами ребёнка. Поэтому мышление носит несамостоятельный характер
Автономная речь передаёт воспринимаемые впечатления, она констатирует, но не сводит, не умозаключает. Это накладывает ограничения на мышление.
3. Акты протеста
На этом этапе развития происходят большие изменения в волевой сфере. Ребёнок проявляет акты протеста, оппозиции, противопоставления себя другим. Такие реакции иногда проявляются с очень большой силой. Например, ребёнок, которому в чём-нибудь отказано (или которого не поняли) начинает громко кричать, отказываться ходить,
ложится на пол и стучит ногами. Такие припадки очень похожи на эпилептические, однако отличаются от них отсутствием потери сознания, обильного слюнотечения, энуреза.
В этих припадках можно увидеть признаки регресса поведения (ребёнок как бы возвращается к более раннему периоду).
Все подобные проявления ребёнка вытекают из трудностей взаимного понимания.
Итак, в этот период дети проявляют бурные реакции на всевозможные запреты и ограничения. Репертуар "воздействующего на родителей поведения" сильно расширяется: крик, плач, щипки, кусания, падения, топот, агрессия по отношению к другим.
Рекомендации родителям
Будьте внимательны к потребностям ребёнка
Убирайте запрещённые для ребёнка предметы. В противном случае ребёнок их увидит и начнёт требовать предоставить ему для игр. Вы откажете, а ребёнок начнёт очередной акт протеста...
Предоставьте ребёнку больше свободы (в разумных пределах)
Иногда ребёнок начинает ходить за вами по квартире и требовать уделить ему время. Если вы этого не сделаете, то ребёнок ответит вам очередным актом протеста. Лучше не доводить до этого, а уделить ему внимание. Через некоторое время ребёнок "наиграется" с вами, и вы приступите к своим делам, а ребёнок к самостоятельным играм. Конечно, в этой ситуации можно поступить и иначе: ребёнка на некоторое время можно отвлечь чем-то необычным, чем-то, что он раньше не видел, например, новой интересной игрушкой.
В этом возрасте дети очень остро реагируют на ситуации, когда кто-либо из родителей уходит в ванную или туалет и закрывает за собой дверь. Ребёнок, оставаясь снаружи, начинает очередной акт протеста. Его можно понять: с одной стороны ему страшно, из-за неожиданной пропажи родителя, а с другой - ему именно сейчас очень захотелось в это помещение, но дверь мешает...
В этой ситуации постарайтесь действовать на опережение: перед вашим "исчезновением" заинтересуйте ребёнка чем-нибудь интересным (или оставьте на попечение другому родителю). Если всё же заранее отвлечь не получится, и вы оказываетесь в ситуации, когда вас с ребёнком отделяет дверь, то нужно начинать "переговоры". Скажите ребёнку, что вы тут, всё хорошо, и вы скоро выходите. Конечно, эти речи не произведут на ребёнка большого впечатления, однако помогут немного снизить его расстроенность.
Если ребёнок начал сильно плакать (например, из-за запрета), то отвлечь его от этого дела можно включив в ванне воду, или включив пылесос. Всякие шумы помогают отвлечь ребёнка.
Постарайтесь не часто использовать слово "нельзя", иначе ребёнок перестанет на него реагировать правильным способом. Для угрожающих жизни ситуаций и предметов можно использовать слово "опасно". В результате можно в критических ситуациях (например, когда ребёнок играет с ручками газовой плиты или с розеткой) использовать слово "опасно", а для нежелательных ситуаций (например, когда ребёнок высыпает песок из сахарницы) использовать слово "нельзя".
Помогайте ребёнку, когда он просит. Но не переусердствуйте с помощью. Старайтесь помогать только в той части дела, где ребёнок сам пока не может ничего сделать. Например, если вы решили вместе пропылесосить пол, то вы можете воткнуть шнур в розетку и включить пылесос, а ребёнок может пылесосить.
Предоставьте ребёнку личное пространство, например, ящик или коробку для игрушек. Пусть он будет там главным. Пусть делает там, что хочет.
Не нужно ругать за сломанные игрушки. Всё равно в этом возрасте он не может понять, что игрушки ломать нехорошо. К тому же путём ломания игрушек ребёнок познаёт мир. Так что поломка игрушки тоже несёт развивающий эффект.
Безусловно любите ребёнка. Т.е. любите его просто так, за то, что он есть. Оценивайте его дела и поступки, но не его личность.
Если вам нужно уйти из дома, то лучше это делать не тайком, а честно предупредив об этом ребёнка и сказав ему, что вы обязательно вернётесь.
Периодически устраивайте своему ребёнку встречи со сверстниками. Но не принуждайте ребёнка вступать в контакт. С другими детьми он начнёт общаться и играть тогда, когда будет к этому готов.
Обучайте своего ребёнка. Показывайте, как пользоваться разными предметами. Старайтесь раскрывать их свойства.
Обогащайте сенсорный опыт ребёнка: дайте ему потрогать разные поверхности, понюхать разные запахи, послушать разные звуки. И тишину)