Физическое развитие и моторика

Поднимается и спускается по лестнице (иногда могут освоить и вертикальную лестницу). Держится за поручень

Может бегать

Перешагивает через препятствия на полу

Может встать на подставку высотой около 20см

Может подпрыгнуть

Пробует ловить брошенный мяч

Бросает мяч в ящик

Может карандашом чиркать вертикальные и горизонтальные линии

Может карандашом нарисовать овал (грубой формы)

Может нагнуться за предметом, лежащим на полу

Может управлять губами: вытянуть трубочкой или растянуть в улыбке

Надувает и втягивает щёки

Может пнуть мяч

Речь, общение и социальное развитие

Может задавать первые вопросы

На детской площадке общается с другими детьми (подходит к ним, изучает, пробует взаимодействовать)

Говорит, вкладывая смысл в одно-два слова

Копирует действия взрослого

Ищет помощи у взрослого

Играет в прятки

Может понять выражения "На столе" и "Под столом"

Называет и показывает сколько лет

Называет своё имя

Культурно-гигиенические навыки

Самостоятельно ест и пьёт

Пробует чистить зубы

Вытирает тряпкой со стола

Снимает варежки

Снимает и одевает носки

Снимает и одевает штаны

Может снимать и одевать ботинки на липучке

Действия с предметами

Может собрать пирамидку без учёта размера колец

Может построить башню из 8 кубиков. Кубики ставит не ровно

Может выставить кубики в ряд, имитируя поезд. В 24 месяца складывает кубики в поезд, но не добавляет трубу. В 30 месяцев складывает кубики в поезд и добавляет трубу

Листает книгу

Может открыть дверь, повернув ручку двери

Играет с куклой. Кормит, укладывает спать

Может сложить матрёшку одну в другую

Может вложить стакан в стакан

Умственное развитие

Может различать 4-8 цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный, фиолетовый, оранжевый)

Может сопоставлять одинаковые цвета: группирует красное с красным, зелёное с зелёным, синее с синим, жёлтое с жёлтым (Проверить можно следующим образом: "Посмотри, в этой
кучке лежат жёлтые карточки, а в этой зелёные. Куда мы положим вот эту?")

Может различать 4 геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

Может выбрать требуемый цвет ("Покажи, где зелёный?")

Может сопоставлять одинаковые формы  ("Посмотри, в этой кучке лежат квадраты, а в этой треугольники. Куда мы положим вот эту фигуру?")

Может выбрать требуемую геометрическую фигуру ("Покажи, где круг?")

Перед ребёнком можно разложить 10-15 карточек с изображением знакомых предметов. Далее, можно попросить ребёнка назвать, что на них изображено. Другим заданием можно попросить показать карточку с нужной вам картинкой ("Покажи, где нарисована кукла?"). В 1,5-2 года ребёнок называет 4-5 карточек. В 2,5 года называет почти все карточки

Может складывать пазл  (или разрезанную картинку)  из 2 элементов

Пытается из кубиков построить то, что строит родитель ("Смотри, я ставлю этот кубик сюда, этот сюда, а сверху этот. Получился домик. Попробуй построить такой же")

Во время игр, использует игрушки по назначению (куклу кормит, машинку возит, конструктор разбирает\собирает, молотком стучит по гвоздику). Пример использования игрушек не по назначению: машинкой стучит о стол

Выполняет последовательность из 3-4 действий ("Встань, пододвинь стул, сядь на него, возьми бумагу")

Помните, что каждый ребенок особенный, и развивается каждый индивидуально, поэтому данные ориентиры являются примерными для данного возраста. Они предназначены для того, чтобы родители направляли развитие ребенка именно на те умения и навыки, которые характерны для ребят 2 лет.